1С БухОбслуживание
ООО «АктивЪ» / Тольятти +7 (8482) 58-19-38

Роль бухгалтерского учета на предприятии или бухгалтерский учет как современная падчерица налогового учета

Бухгалтерский учет, согласно новеллам федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011, - это формирование документированной систематизированной информации о таких объектах, как: активы, обязательства, факты хозяйственной деятельности, источники финансирования деятельности предприятия, доходы, а также расходы, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Заметьте, в определении не сказано ни слова о налоговом учете, во главу угла поставлены задачи информирования заинтересованных пользователей при принятии решений:

  • о финансовом положении;
  • о финансовых результатах деятельности;
  • об изменениях в финансовом положении предприятия.

В связи с тем, что для предприятий малого бизнеса долгое время ведение бухгалтерского учета было не обязательным, не контролируемым, роль бухгалтерского учета и уровень требований к качеству его ведения были неоправданно заниженными. За частую функциональность бухгалтерского учета свелась до минимума – подготовки фискальных отчетов. Такое положение вещей приводит к недостаточности и не качественности информации, получаемой собственником бизнеса, что в свою очередь чревато принятием ошибочных управленческих решений.

Если послушать мнение многих главных бухгалтеров предприятий сферы малого и среднего бизнеса, то главная задача бухгалтерского учета – это минимизация разницы между налоговым и бухгалтерским учетами, а не информирование своего работодателя об истинном положении вещей на фирме. Создается ощущение, что работники бухгалтерий не заинтересованы в процветании предприятия, им не важен рейтинг заемщика, присваиваемый банками, им не важна информация о точке безубыточности фирмы, о дальнейших направлениях развития. Главная цель – отчитаться перед налоговыми органами.

Если почитать типовую должностную инструкцию главного бухгалтера, то мы увидим там такие умные фразы как:

«главный бухгалтер обязан организовывать информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности; обеспечивать формирование внутренней управленческой отчетности»

или

«…принимать участие в проведении финансового анализа, в организации внутреннего аудита; подготавливать предложения, направленные на улучшение результатов финансовой деятельности организации, устранение потерь и непроизводительных затрат»

Но, к сожалению, или из-за не достатка квалификации, или недостатка времени (обычное явление для малого бизнеса – это бухгалтер, работающий на дому или по совместительству) эти новеллы должностной инструкции остаются лишь на бумаге. Мало кто из руководителей малого бизнеса может похвастаться, что его главный бухгалтер в любой момент может ответить на вопрос: «Прибыль есть, а где деньги?»

Очень часто, открывая информационную базу бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства, в статьях затрат видим одну единственную абстрактную статью «услуги сторонних организаций» или «прочие расходы». На нее отнесены абсолютно все постоянные расходы предприятия, а иногда и не только накладные расходы, например, транспортно-заготовительные расходы или комиссионное вознаграждение, уплачиваемое агенту за составление таможенной декларации.

Возникает вопрос: как при такой группировке издержек принять верное управленческое решение? Как работать над оптимизацией расходов, управлять затратами, если ты даже не знаешь толком куда уходя деньги?

Другая ситуация из жизни: классификация доходов организации. В учете выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается общей массой без разбивки на подстатьи под некой безликой группой «основная номенклатурная группа». А как просто ведь разбить доходы по физическим показателям! Ведь каждый вид экономической деятельности поддается классификации на подвиды. Например, розничная торговля продуктами питания представлена и бакалеей, и молочной продукцией, хлебобулочными изделиями и т.д. и т.п. Если учитывать выручку по видам продукции – это неисчерпаемый источник информации о продажах, о направлениях дальнейшего развития предприятия! Собственник, получай он своевременно данные, о рентабельности товарных групп, будет оперативно принимать решения о закупе наиболее доходных видах продукции, лучше контролировать товарные остатки, более точно рассчитывать их минимальную норму хранения.

И на эти все вопросы может и должен отвечать бухгалтерский учет!.. Если его правильно поставить и грамотно вести.

На практике же, в малом бизнесе бухгалтерский учет существует отдельно от управленческого учета. Очень часто управленческий учет ведется «на коленке»: в общей тетрадке, в Excel или с помощью других «сподручных» средств. Притом, что все современные автоматизированные учетные системы позволяют интегрировать управленческий учет в бухгалтерский, чем значительно экономить время и деньги на организацию учетных процессов на предприятии.

Наша организация 1С:БухОбслуживание специализируется на постановке и ведении бухгалтерского учета, отвечающего не только требованиям налоговых органов, но и задачам ведения бизнеса. Иными словами, мы помогаем собственнику понять финансовую ситуацию предприятия, управлять своим бизнесом и развивать его с еще большим успехом.

Контакты

445031 г. Тольятти, б-р Татищева, 6а, 3-й этаж, офис 316, КОЦ «Дельтаплан»

+7 (8482) 58-19-38

info@aktivtlt.ru

Как нас найти: